Самостоятельная настройка SEO: плюсы и минусы
Владислав Андрюхин
интернет-маркетолог
обновлено: 05 июня 2024
7 мин. на чтение
Представьте себе, что вы хотите заказать миллион алых роз. Или найти, где в вашем городе можно полетать на дельтаплане. Вы вбиваете в поисковую строку, например, «купить миллион алых роз с доставкой» или «полет на дельтаплане Москва».
Перед вами — список сайтов, начиная с первой страницы поисковика и, кажется, до бесконечности. И вот что важно — меньше 1 процента от всех пользователей открывают вторую и последующие страницы. То есть конкуренция за ваше внимание в Интернете разыгрывается нешуточная.
Чтобы сайт попал на первую страницу поисковой выдачи, его нужно правильно оптимизировать. Хорошая новость — SEO продвижение сайтов самостоятельно возможно. Плохая — научиться настройке SEO не так просто, как может показаться.
В этой статье мы расскажем о самостоятельной настройке SEO, ее плюсах и минусах, о видах SEO продвижения сайта и о конкретных шагах, которые вам предстоит сделать, чтобы отправить ваш сайт в топ поисковой выдачи.
О других инструментах читайте в нашей статье «Эффективные инструменты продвижения в интернет-маркетинге»
Виды SEO продвижения
Все операции по продвижению сайта в Интернете обычно делятся на белые методы и черные методы.
Белые методы
Эти способы продвижения сайта называются белыми, потому что соблюдают все правила поисковых систем. Если вы продвигаетесь по белым методам, то вот как выглядит ваш маршрут:
Анализ конкурентов.
Сбор семантического ядра (список ключевых фраз, которые относятся к тематике сайта).
Технические работы (оптимизация пользовательского интерфейса, улучшение навигации, увеличение скорости загрузки и пр.)
Внешняя оптимизация (прирост ссылочной массы естественным путем, сбор отзывов и пр.)
В дальнейшем мы будем описывать шаги по самостоятельному продвижению сайта именно по белым методам.
Черные методы
Говоря о черных методах, прежде всего хотим предупредить, что их использование с высокой вероятностью снизит ваш сайт в выдаче. И это в лучшем случае — иначе придется справляться с последствиями бана от поисковика. Выведение ресурса из бана — процесс долгий и дорогой, и никто не гарантирует, что у вас это получится.
Вот к чему приводят эксперименты с черными методами SEO
Если вы все-таки решились на свой страх и риск попробовать такие методы, то вот вам некоторые из них:
- Массовая закупка ссылок. Стоит заметить, что покупка ссылок не принесет сайту вреда, если они не исчисляются сотнями. Достаточно купить до 10 ссылок на авторитетных качественных ресурсах.
- Дорвейный трафик. Так называются переходы на ваш сайт с ресурсов, созданных только для привлечения трафика. Дорвеи оптимизированы для поисковых систем, но посетителям сайта не несут никакой пользы.
- Заспамленность страниц сайта ключевыми словами. Это, опять же, не приносит пользы посетителям — такие тексты выглядят либо слишком банально, либо бессмысленно.
- Разный контент для роботов и пользователей. Сюда же относятся и скрытые от пользователей тексты, предназначенные только для поисковых систем.
Плюсы самостоятельной оптимизации сайта
Экономия денег.
Да, если вы обращаетесь за помощью в агентство или ищете подрядчика на фрилансе, сократить расходы не получится. Но помните, что самостоятельно над SEO настройкой сайта вам нужно работать постоянно, а ваши конкуренты не прощают ошибок.
Опыт и навыки.
При продвижении сайта самостоятельно вам неизбежно нужно будет учиться новому. Никто не говорит о том, что вы станете специалистом по SEO, но по крайней мере вы поймете, как работают механизмы продвижения. Это полезно, даже если в будущем вы захотите передать ваш сайт команде профессионалов.
Некоторым проще все делать своими руками.
У вас хватает времени, знаний и терпения? Тогда настройка SEO может принести свои плоды.
Минусы самостоятельной оптимизации сайта
Нет знаний на старте.
До того как начать продвижение сайта самостоятельно, вам нужно заложить какое-то время на изучение основных способов оптимизации.
Нет практического опыта.
Можно научиться теории, ее в Интернете много, но знать о продвижении сайта — это одно, а применять знания на практике — совсем другое. Если у вас нет под рукой другого сайта, на котором можно тренироваться, это станет проблемой. Неумелые эксперименты с SEO настройкой сайта приведут к убыткам.
Нужно много времени и терпения.
Об этом мы уже говорили выше. Добавим еще, что алгоритмы поисковых систем все время меняются, поэтому даже если сайт уже в топе, вам нельзя останавливать работу по оптимизации.
Это долго.
Помните, что добиваться хороших результатов SEO оптимизации можно достаточно долго, даже для команды специалистов. При условии, что вы будете продвигать сайт своими руками, смело умножайте эти затраты времени в несколько раз.
Высокая вероятность ошибок.
Новичкам свойственно ошибаться, а при оптимизации важно делать все четко по алгоритму. Если же вы выбираете черные методы продвижения сайта, появляется еще и риск бана сайта. Кстати, этот бан придет к вам не сразу — может пройти и полгода, и год. В результате вы вложите все свои силы в ресурс, который попросту будет бесполезен.
Как настроить SEO сайта самостоятельно?
Подобрать поисковые запросы
Этот подбор — основа, важная для всех других SEO работ. Употребляя ключевики, вы даете поисковым системам понять, что ваш ресурс полон нужной для посетителей информации.
Собирать ключевики можно через Яндекс Вордстат. Вставляйте поисковые запросы в тайтл, дескрипшн, в основной текст и в заголовки. Лучше выбрать свою оригинальную группу ключевиков для каждой отдельной страницы сайта — чтобы не возникало конкуренции за место в выдаче между страницами вашего же ресурса.
Создать удобную структуру
В структуре сайта важно соблюдать правило трех кликов. Пользователи Интернета должны находить любую нужную им информацию не более чем за 3 клика. Если путь к этой информации будет долгим, посетитель с высокой вероятностью закроет ваш сайт и найдет то, что ему нужно, где-нибудь еще.
Продумать понятную навигацию
По меню сайта пользователь должен сразу понимать, куда он попал. Вот разделы, которые необходимо добавить:
- О нас
- Каталог товаров или услуг
- Цены
- Доставка и оплата
- Контакты
Помните, что ссылки на наиболее важные разделы нужно разместить на каждой странице сайта — например, в его шапке. Выбор разделов зависит от ниши вашего бизнеса: подумайте, что покупатель захочет найти на вашем сайте в первую очередь?
Поработать с метаданными
Текст из title и description не будет виден на страницах сайта, но он появится в поисковой выдаче. Чтобы повысить вероятность перехода на сайт, текст должен быть уникальным и ярким.
Тайтл обычно содержит в себе краткую тематику сайта. Добавьте в тайтл главный ключевик страницы и геолокацию бизнеса. Для продающих страниц полезны будут поисковые запросы «купить», «выгодно» и т.д.
Дескрипшн более подробно рассказывает о том, что находится на странице. В дескрипшн можно описать конкурентные преимущества компании. Добавьте здесь конкретный призыв к действию — например, оставить заявку.
Установить фавиконку
Даже если вы не знаете о том, что такое фавиконка, вы уже знакомы с ней. Эта иконка служит для идентификации нужной страницы среди других открытых вкладок или закладок браузера. Обычно в качестве фавиконки выступает логотип компании.
Фавиконка помогает повысить узнаваемость вашего бренда и CTR сайта. Чем ярче и заметнее фавиконка, тем больше кликов. Чем больше кликов, тем выше позиции сайта в выдаче.
Показать сайт поисковым системам
Чтобы поисковые системы точнее индексировали страницы вашего сайта, ему нужна карта в формате sitemap.xml. Карта сайта показывает, каким образом организован весь контент ресурса.
Для Яндекса вам нужно добавить регион работы компании и ссылку на страницу карты сайта через Яндекс Вебмастер. Для Google — сделать то же самое, но через Google Search Console.
Создать уникальный контент
Сайты, содержащие плагиат, получают одно из последних мест в поисковой выдаче. Все тексты на вашем сайте должны быть уникальными и полезными для посетителей. Не допускайте ошибок и избегайте банальных штампов.
Внести организацию в справочники
Если у компании есть фактический адрес или точка продаж, полезным будет внести организацию в справочники. Ссылка на ваш сайт будет размещена на другом ресурсе — это важно для SEO. Справочник не только покажет вашу компанию на карте, но и добавит проезд к ней, контакты и часы работы.
Вот список наиболее популярных справочников:
Яндекс.Бизнес
2GIS
Yell
Google Мой Бизнес
YP: Желтые страницы
Справкер
Zoon
Orgpage
SPR.ru
Стоит ли заниматься SEO продвижением сайтов самостоятельно?
В заключение поделимся своими взглядами на самостоятельное SEO продвижение сайта.
Если вы — энтузиаст, который хочет своими силами продвинуть блог или некоммерческий ресурс, то вам подходит самостоятельное продвижение сайта. Обычно такие люди и не обращаются в агентство, а занимаются оптимизацией сайта в свое свободное время.
Если же вы владелец коммерческого сайта, ваша первостепенная задача — повысить продажи. Обойти конкурентов в Интернете и так непросто, а эксперименты с SEO своими руками каждый день будут снижать вашу прибыль.
Когда над продвижением сайта работают специалисты, доходы с ресурса всегда будут выше, чем при самостоятельном продвижении. Да, вы потратите часть этой прибыли на оплату услуг по SEO настройке сайта, но в долгосрочной перспективе при грамотном продвижении сайта доходы будут выше расходов.