Дизайн-выходные в Суздале
обновлено: 23 марта 2023
Дизайн-Выходные – это общественный образовательный проект, главной миссией которого является обмен знаниями, выстраиванием коммуникации между крупными городами и регионами и повышение качества дизайна в России в целом. Мероприятие традиционно проходит в формате двухдневных семинаров в различных городах России (Кострома, Смоленск, Киров, Москва, Воронеж, Самара, Краснодар, Абрау-Дюрсо, Калининград и пр.). В прошлый раз мы побывали на Design Weekend в Ярославле. В этот раз, шестнадцатый по счету, слёт деятелей дизайна и новых медиа прошел в Суздале 29-30 ноября.
В течение двух дней на конференции выступили несколько десятков ведущих российских дизайнеров, арт-директоров, редакторов крупных онлайн-СМИ и уважаемых экспертов в своей области. От компании "Darvin Digital" посетить мероприятие поехали специалисты в области дизайна Олег Митяков, Ольга Куличкова, Денис Ковалев и главный дизайнер Евгения Маринина.
Дизайнеры Darvin Digital на Design Weekend в Суздале.
Первый день Design Weekend
Первый день открыл Эркен Кагаров, арт-директор Студии Артемия Лебедева и известный специалист по дизайну городской среды, с темой «Теория большого взрыва, или Энергия в композиции». Рассказывал Эркен о средствах и свойствах композиции: о масштабе, контрасте, контексте рекламы в городском окружении, и о том, как в целом воспринимаются объекты в зависимости от таких, казалось бы мелочей, как табличка на здании или логотип на фасаде. Также арт-директор затронул тему контроля качества дизайна всей рекламной продукции, а не только отдельных её составляющих: как плохое окружение или неудачный контекст могут испортить рекламную компанию или даже возыметь негативный эффект.
Эркен Кагаров о композиции и городском контексте.
Родион Арсеньев, в прошлом креативный директор Red Keds, а ныне куратор направления дизайн в школе ИКРА, прочел насыщенную лекцию-мессу «Относись или уходи»: в основном о правильной организации творческого процесса и о мотивации дизайнеров. Когда сотрудник определяет правильные ценности в своей работе, то весь процесс в целом становится осмысленным: если делать дизайн для людей, то и продукт будет более качественным, а процесс более приятным (например, сайт для ветеринарной клиники стоит делать для человека, у которого может заболеть кошечка, а не для портфолио на Behance, чтобы получить лайки от других дизайнеров).
Правильная мотивация состоит в том, что в первую очередь дизайнер должен задаваться вопросом «Зачем» он будет делать этот проект (например, чтобы помочь людям облегчить жизнь или чтобы сделать их счастливее), затем должен возникнуть вопрос «Как» (какими средствами) и только потом вопрос «Что» (конкретный проект). Правильная постановка вопросов и предопределяет мотивацию дизайнера, а значит и успешный конечный результат, способствующий лучшему продвижению сайта или другим поставленным целям.
Родион Арсеньев о правильной мотивации дизайнера, о барьерах в творческом процессе и об эмпатии в работе.
В соседней секции «Развивай себя, компанию, рынок и мир» интересным опытом «Лидерство арт-директора» поделился Александр Стогов, руководитель дизайнерского отдела в агентстве Grape. Александр рассказал о сложности работы арт-директором, о том, как создать успешную команду и развивать её, о системе мотивации и о том, как руководить (например, правильно определять задачи и не бояться делегировать: «– Недавно я начал читать книжку по делегированию работы. – И как? – Неплохо, со второй главы её дочитывает мой зам»).
Александр Стогов о руководстве в дизайн-отделе.
Валерий Гольников, начальник дискотеки в Coalla agency, провел лекцию-беседу «Как мы боремся с кризисом» с приблизительным прогнозом последствий надвигающегося экономического дефолта и какие меры необходимо принимать, чтобы спасти бизнес студии. Например, Валерий рассказал, что на примере того же 2008 года понятно, что бюджеты клиентов худеют, а следовательно студия, чтобы остаться на плаву, должна принимать соответствующие меры: оптимизировать внутренние процессы, искать новые рынки выхода, сокращать расходы.
«Представьте, что кризис для бизнеса – это болезнь. Вы же когда болеете не жалуетесь, что вам тяжело или неудобно и поэтому вы не будете принимать невкусные лекарства. Так и бизнесу необходимо принимать порой неприятные лекарства (вплоть до сокращения сотрудников), чтобы выжить в целом».
Валерий Гольников о способах выживания в кризис.
Завершило первый день открытое обсуждение на тему «Работа/трудоустройство и как выжить в 2015 году». В беседе участвовали Татьяна Смирнова (директор по развитию фотобанка Depositphotos в России), Мария Поликарпова (основатель рекрутингового агентства Jacht), Александр Стогов (руководитель дизайнерского отдела в Grape), Родион Арсеньев (куратор направления дизайн в школе ИКРА), Илья Лазученков и Егор Мызник (генеральный директор и арт-директор PLENUM Brand Consultancy). Эксперты делились опытом о состоянии рынка, прогнозах о кризисе и как это может отразиться на работе дизайнеров, обсуждали образование в сфере дизайна, трудоустройство и как правильно устраиваться на работу или нанимать новых сотрудников.
Эксперты в открытом обсуждении о состоянии рынка найма дизайнеров, о требованиях к соискателям и дизайн-образовании.
Второй день мероприятия
На следующий день поделились практическими советами Денис Шумов и Михаил Кучин (руководители в агентстве М18) на тему «Двенадцать оттенков серого, или построение корпоративной системы графических гайдлайнов». Денис и Михаил рассказали, как работать в условиях информационной перегрузки, как дизайнерам справляться с «визуальным передозом», как команде работать со сложными проектами и не терять целостность, как составлять карты макетов и карты взаимодействий.
Денис Шумов и Михаил Кучин делятся практическим опытом построения процесса проектирования.
В главной секции Михаил Шишкин, основатель и креативный директор агентства Shishki, рассказал интереснейшую лекцию на тему «Молот, наковальня, кнут и пряник: как построить работу дизайн-отдела и подружить дизайнеров с клиентами». Михаил в основном затрагивал причины традиционных напряженных отношений с клиентами и как можно исправить эту ситуацию, например, благодаря правильной мотивации (дизайнеру нужно словить эмпатию для качественной работы над проектом). Также Михаил рассматривал сложные моменты общения с клиентом, например, когда тот руководствуется личными вкусами, а не задачей, которую должен решить этот дизайн-проект: «Я делаю сайт не для личных предпочтений клиента, а для его бизнеса. Клиент может сопротивляться и в этом случае я говорю ему, что мне платит не он, а деньги его бизнеса, и поэтому я решаю задачи именно бизнеса. Я пришел вам денег заработать, а не выяснять, какой цвет вам больше нравится».
Михаил Шишкин рассказывает о методах убеждения клиентов и мотивации дизайнеров.
Екатерина Лаврова, PR-директор брендингового агентства Depot WPF, рассказала на тему «Ни слова про дизайн: лекция о том, как агентству организовать свой PR». Екатерина советовала, как правильно организовывать PR агентства, говорила о создании правильного информационного фона, о рассылке пресс-релизов и работе с клиентами, а также о том, что «портфолио – это то, что продает компанию» и как важно грамотно его составлять, подбирая набор релевантных кейсов.
Екатерина Лаврова о работе над PR в агентстве.
В соседней секции делился опытом Алексей Кандауров, главный редактор семейного журнала «Полавкам», на тему «Опыт краудфандинга на редизайн медийного сайта. Инсайды, предостережения, выводы». Алексей рассказал о том, как они привлекли средства для редизайна популярного семейного журнала, о причинах стоимости, процессе работы и конечном результате. Например, публику впечатлила презентация возможностей администраторской панели ресурса: редакторы оформляют статьи для сайта в таком виде, как это показывается сразу на странице, при этом на ходу можно добавлять в страницу различные модули – будь то цитаты или функционал, например, фотогалереи.
Алексей Кандауров об опыте редизайна медийного сайта.
Очень интересными рассуждениями поделились Антон Шнайдер и Андрей Зубрилов из дизайн-студии SILA (а в прошлом сотрудники Студии Артемия Лебедева). Лекция носила интригующее название «Правда», в которой Антон и Андрей рассказывали о самоопределении русского дизайна. «Например, вы все время сравниваете себя с остальным миром [дизайна] и вам кажется, что все остальные играют в песочнице и у всех такие классные лопаточки, а у вас не такие классные. И когда вы все-таки принимаете правила игры, то понимаете, что у всех остальных уже давно не лопаточки, а экскаваторы. На этом моменте обычно все начинают грустить и впадать в депрессию, но на самом деле стоит помнить, что эти экскаваторы на самом-то деле делали русские, да и водители экскаваторов тоже наши». Ребята формулируют основную мысль русского дизайна на основе его истории, начиная с функциональной эстетики: «Русский дизайн – это дизайн без фигни».
Антон Шнайдер и Андрей Зубрилов об особенностях русского дизайна.
Завершал главную секцию доклад Андрея Шевченко, арт-директора «Далее», темой «Сложный проект для сложного клиента – координация дизайн-команды». Андрей подробно рассказал о внутренних командных процессах, как именно происходит общение с клиентом и насколько важна грамотная презентация результатов работы, как работать с брифами («Бриф пишет не бездушный бренд, а конкретный человек. Соответственно и ориентироваться надо на него»).
Андрей Шевченко о тонкостях работы для сложных проектов и человеческом факторе.
Словом, программа Design Weekend в Суздале была очень насыщенной по содержанию: помимо вышеупомянутых и прочих лекторов выступали Максим Павлов (креативный директор, партнер Notamedia с темой «Эхо Москвы. История работы над сайтом), Сергей Андронов (арт-директор Hungry Boys, «Сайд проекты или как дизайнеру не заскучать»), Вадим Дымов (владелец сети «Республика», компании «Дымов» и «Дымов керамика») и другие, а также мастер-классы по мезенской росписи (Наина Величко) и гончарному делу (фабрика «Дымов керамика).
Свободный обмен актуальными знаниями, собственным опытом, лайфхаками, наработками в построении процесса дизайн-отделов делают конференции Design Weekend несомненно важным и полезным событием для дизайнеров, способствующим их профессиональному росту.
Организаторы Артем Геллер и Вячеслав Правдзинский на закрытии Design Weekend в Суздале.