Актуальные инструменты веб-аналитика

Владислав Андрюхин

Владислав Андрюхин

интернет-маркетолог

обновлено: 05 июня 2024

5 мин. на чтение

#Стратегия #Реклама #Продвижение сайтов

Если правильно настроить веб-аналитику, можно автоматизировать процессы сбора данных со всех площадок, анализ и визуализацию в виде отчётов и графиков. Это позволит обойти конкурентов даже небольшой компании со скромным маркетинговым бюджетом. В сети конкуренция за каждого клиента выше, чем офлайн, поэтому действовать нужно быстро, но осмысленно, опираясь на большие данные и точные цифры. Рассказываем, как работает веб-аналитика и какие инструменты помогут с ней работать.

О других инструментах читайте в нашей статье «Эффективные инструменты продвижения в интернет-маркетинге»

Актуальные инструменты веб аналитика

Аналитика в цифровую эпоху: что изменилось?

На что именно покупатель опирается при выборе продукта? Как максимально эффективно поставить себя на место потребителя? До появления сети на эти вопросы отвечала традиционная аналитика, но Интернет кардинальным образом изменил отношения между потребителями и компаниями. Если раньше выстраивалось прямое взаимодействие «компания-потребитель», то теперь эта схема выглядит как «компания-гаджет потребителя». Чтобы понять поведение потребителей в сети, нужно было внедрить новые методы исследования — так возникла веб-аналитика.

Аналитика в цифровую эпоху: что изменилось

Переезд аналитики на новые рельсы изменил еще кое-что: теперь поведенческие паттерны гораздо важнее, чем социальные или демографические признаки потребителей. Диджитал-маркетолог не видит разницы между молодым человеком 20 лет и пожилым человеком 50 лет, если они оба реагируют на рекламу одинаково. Веб-аналитика вообще стремится к обезличиванию данных — это связано не только с практической пользой, но и с конфиденциальностью пользователей.

Конечно же, веб-аналитика не помогает нам прочитать мысли потенциальных покупателей, о чем мечтали маркетологи прошлого. Однако она предоставляет нам больший арсенал точных инструментов, чем традиционная офлайн-аналитика. Обсудим основные инструменты аналитика цифровой эпохи в этой статье.

Подписаться на рассылку
Приглашаем вас подписаться на нашу рассылку — раз в месяц будем отправлять вам подборку полезных материалов, анонсов, чек-листов, приглашений на наши мероприятия.

Зачем нужна веб-аналитика и как это работает?

Говоря простым языком, веб-аналитика — это способ собрать и проанализировать данные с различных виртуальных площадок, где представлен бизнес компании. Современные инструменты аналитики решают сразу несколько задач. Они помогают:

  • Понять, как выглядит ваша целевая аудитория и где она находится.
  • Проследить путь потребителя от первого взаимодействия с продуктом до кнопки «Оформить заказ» и повторных покупок.
  • Найти слабые и сильные места в бизнес-процессах.
  • Улучшить показатели конверсии на различных уровнях воронки продаж.
  • Скорректировать бюджет, чтобы тратить деньги на продвижение эффективнее.
  • Увидеть, какие тренды есть на рынке, и перенять полезные практики у конкурентов.

С технической точки зрения веб-аналитика стоит на двух китах: лог-анализатор и счетчик. Лог-анализатор — это такая программа, которая собирает, обрабатывает и хранит данные о посещениях страницы. Работа с лог-анализатором требует наличия у компании самостоятельного сервера.

Если у вас нет подходящего сервера, ваш вариант — счетчик. Для того, чтобы поставить на сайт счетчик, необходимо внести специальный код счетчика в код страницы сайта. С помощью счетчиков работают сервисы аналитики от Google и Яндекса.

Код счетчика

В зависимости от целей и масштабов бизнеса используют разные виды аналитики. Мы рассмотрим основные из них и приведем в пример современные инструменты аналитики, с которыми работаем сами.

Сквозная веб-аналитика

Главная цель сквозной веб-аналитики — понять, как действует потребитель, увидеть его путь от первого ознакомления с рекламой до самой покупки. Маркетолог как бы встает на место покупателя, чтобы понять, где искать новых клиентов и как их привлечь.

В сквозной аналитике используют верхнеуровневый анализ — изучают только целевые действия клиента, а не их причины. Целевыми действиями могут быть клик по объявлению, переход на сайт, оформление заказа.

Система сквозной аналитики обычно строится из отдельных источников данных: например, из данных рекламного кабинета, сервисов Google Analytics или Яндекс Метрики. О последнем источнике поговорим чуть подробнее.

Яндекс Метрика

Что является главным инструментом аналитика сегодня? Скорее всего, ответом будет — Яндекс Метрика. Это самый популярный бесплатный инструмент аналитики с большими возможностями. Метрика предоставляет широкий спектр данных о действиях посетителей. Для использования сервиса необходимо добавить счетчик и установить его код на сайт — тогда сведения начнут собираться.

После подключения Метрики маркетолог может:

Источники трафика

Отслеживать источники трафика и поведение посетителей.

Анализ данных

Анализировать данные по рекламным кампаниям.

Поисковые фразы

Просматривать популярные поисковые фразы.

Отчеты

Создавать практически любые отчеты.

Яндекс Метрика

Система веб-аналитики от Яндекса предлагает бизнесу несколько полезных решений. Основные инструменты аналитика, работающего с Метрикой, помогают ему проверять эффективность сайта и получать данные о поведении посетителей. Например, Вебмастер отслеживает ошибки работы сайта во время посещения поисковых роботов, а Вебвизор позволяет отследить все клики и скроллы каждого пользователя. Для основной интеграции с рекламными каналами есть сервис Яндекс Директ, а для поиска ключевых слов и сбора семантического ядра — сервис по подбору слов Яндекс Wordstat.

У Яндекс Метрики есть еще один полезный инструмент — Карты. Он показывает карты кликов, ссылок, скроллинга и аналитику форм. То есть, вы можете отследить поведение всех посетителей сайта, найти закономерности и проблемные места. Например, множество пользователей кликнули на баннер, затем на форму заявки, но заполнять ее почему-то не стали. Значит, проблема заключалась в самой форме.

Комплексная веб-аналитика

Комплексная веб-аналитика — это сбор и анализ статистических данных с помощью лог-анализаторов, счетчиков, CRM-систем и колл-трекинга.

Обычно комплексную аналитику используют при работе с крупными проектами. Этот вид аналитики можно применять в связке со сквозной аналитикой, чтобы картина получилась наиболее полной. В таком случае вы соединяете различные способы взаимодействия с потребителем в одну цепочку.

К примеру, вы запустили рекламу в социальных сетях и при этом получаете заявки через телефон. С помощью колл-трекинга вы можете узнать, с какого именно объявления пришла заявка, а с помощью CRM-системы — обобщить данные, чтобы оставить только эффективные каналы рекламы.

Calltouch

Calltouch — сервис, позволяющий проводить комплексную веб-аналитику, управлять рекламой и коллтрекингом компании. В нем можно сравнить данные из нескольких рекламных площадок, CRM-систем и прочих маркетинговых инструментов. После сервис формирует простой и удобный отчет по необходимым параметрам.

Сервис предназначен в первую очередь для тех компаний, которые используют много рекламных каналов — чтобы оценить эффективность каждого из них. Механика довольно проста: у каждого канала появляется свой номер телефона, по которому и производится подсчет звонков. Погрешность данных сервиса — менее одного процента.

Calltouch

Calltouch предлагает мощные инструменты веб аналитика для создания полноценной воронки продаж, оценки всех расходов, сбора и визуального оформления любых аналитических данных для бизнеса. Рекомендуем!

BI веб-аналитика

BI расшифровывается как Business intelligence. Этот вид аналитики помогает работать с большими массивами необработанных данных. С помощью специальных сервисов сложные данные приобретают более наглядную форму — это упрощение важно для работы всего бизнеса.

Power BI

Сервис бизнес-аналитики от Microsoft формирует интерактивные отчеты на основе данных из вашей CRM, таблиц Excel и лог-анализаторов. Полученные данные можно затем отобразить как график, диаграмму или интерактивную карту.

Power BI поможет вам с созданием презентаций и публичных отчетов. У сервиса есть удобные мобильные приложения на iOS и Android.

Аналитика SEO и конкурентной среды

Конкурентный анализ — это оценка стратегии ваших конкурентов и возможность определения их сильных и слабых сторон в сравнении с вашим брендом. Он включает в себя исследование ваших SEO-конкурентов: трафика, ссылок, ключевых слов, контента, ссылочной массы и другое.

Конкурентный анализ необходим для того, чтобы преобразовать наиболее успешные тактики в вашу собственную SEO-стратегию. Вместо того, чтобы гадать, на какие ключевые слова опираться, какой контент генерировать и какие ссылки использовать, вы можете подсмотреть, как это работает у других, и использовать сами.

SimilarWeb

SimilarWeb был и остается по сей день одним из лучших сервисов, позволяющих проводить анализ посещаемости ресурса и сравнение его с конкурентами. Даже бесплатного функционала чаще всего хватает для составления общей картины по посещаемости и базовым SEO-характеристикам. Если приобрести платную версию, у вас будут куда более подробные сведения по анализу аудитории, трафика сайта, конкурирующих компаний.

SimilarWeb

Сервис покажет вам, какие страницы сайта обычно привлекают пользователей больше, а какие они покидают почти сразу. После анализа вы поймете, как можно улучшить сайт, нужно ли внести коррективы в стратегию продвижения, какие успешные практики конкурентов можно перенять.

Вместо заключения

Сервисы веб-аналитики — это своего рода карты, которые помогают построить маршрут развития бизнеса. Для одних владельцев сайтов достаточно слушать подсказки навигатора, чтобы двигаться в верном направлении. Для других — критически важно разработать детализированный план, учитывая десятки факторов.

Как и в любом деле, в начале пути лучше использовать простые, но ключевые инструменты аналитиков — Яндекс Метрику и Google Analytics. А по мере развития бизнеса и маркетинговой стратегии — добавлять специализированные сервисы.

Получить консультацию
У вас появились вопросы, связанные с работой аналитики? Задайте их лично на нашей бесплатной консультации — мы всегда готовы вам помочь.