Деловая переписка: «Вы» или «вы»? Передает ли размер букв уважение к собеседнику?
Антон Филимонов
руководитель отдела интернет-маркетинга
обновлено: 05 июня 2024
2 мин. на чтение
Маркетинг вращается вокруг клиентов, им посвящены рекламные объявления, философия самых крупных бизнесов строится вокруг мантры «Клиент всегда прав». И, конечно же, клиенты, в том числе потенциальные, заслуживают самого почтительного обращения.
Один из приемов демонстрации уважения в деловой переписке — написание местоимений «вы» и «вас» с большой буквы. Но согласны так писать далеко не все.
На сегодняшний день образовались два лагеря:
- люди из одного настаивают, что местоимения, относящиеся к клиенту, нужно писать только с большой буквы;
- второй лагерь утверждает, что данное правило устарело и подходит лишь для крайне редких исключений.
Как ни крути, если ваша работа тесно связана с деловой перепиской, то свой лагерь выбрать придется. Попробую аргументированно изложить, почему я выбрал именно второй лагерь и пишу «вы» со строчной буквы.
Меня зовут Антон Филимонов, работаю в диджитал-агентстве Darvin Digital. Мы разрабатываем и продвигаем сайты в РФ, ОАЭ и странах СНГ. Коммуникаций с клиентами бывает довольно много, и сами клиенты порой используют разное написание местоимения «вы» в переписке.
С 2012 года у меня был опыт работы в четырёх диджитал-агентствах, в том числе крупных, где сотрудников обязывали писать «Вы» и «Вас». Видимо, этот опыт наложил отпечаток. Даже сейчас, когда клиент пишет «Вы», а ты отвечаешь ему с маленькой буквы, все равно задумываешься, может ли это быть воспринято как неуважение, хотя ты абсолютно искренне его уважаешь.
Уже несколько лет я осознанно пишу «вы» и «вас» с маленькой буквы. Почему?
В правилах русского языка я нашел лишь 1 случай безоговорочного написания «вы» с большой буквы — это титулы: Ваше величество, Ваше высочество и т. д. В иных случаях автор сам выбирает корректное написание. Даже в «Евгении Онегине», в знаменитом отрывке «Я вас любил: любовь еще быть может…» местоимение «вас» написано со строчной буквы. К кому, как не к Татьяне, Онегин должен испытывать огромное почтение?
Довольно странно в переписке выглядит «Вы» и «Вас», но при этом местоимения «я», «мы», «нас» пишутся с маленькой буквы. Получается, клиента мы уважаем, а себя — не очень. Конечно же, мы все себя уважаем, но при этом «Вы» и «Вас» отдает какой-то показушностью. Тогда логичнее было бы писать все местоимения с большой буквы, но я не видел, чтобы кто-то так делал.
Уважение важно проявлять самим текстом и подачей, а не большими буквами. Бывает так, что письмо откровенно хамское, но «вы» все равно пишется с большой буквы. Выглядит всегда комично.
«Так принято», «так положено»…Частый ответ на вопрос — почему существуют определенные правила? Всегда есть категория людей, которая не задумывается о причинах, по которым ввели правила. Создается впечатление, что давным-давно какая-то из компаний придумала таким образом подчеркивать значимость клиента, и эту манеру переняли остальные.
Из рабочей практики заметил, что написание «Вы» и «Вас» более свойственно людям старшего поколения, но если заказчик настаивает на подобном обращении к своим клиентам в рекламных текстах, здесь спорить бессмысленно, так как именно заказчик задает тон общения со своей аудиторией.
Из-за неоднозначности правила создалась путаница. В данной статье мы попытались аргументированно привести доводы в пользу варианта, который используем в нашей работе. В заключение хочется обратить внимание на тренд, который прослеживается в больших госкомпаниях. Если вам на почту приходят рассылки Госуслуг или других крупных компаний, можно обратить внимание, что писем с обращением "Вам" стало гораздо меньше, а это значит, что тенденции меняются.